Династия ляо как кочевая империя
Крадин Н.Н.,
Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Владивосток
Киданьская империя Ляо открыла новый этап во взаимоотношениях между Китаем и соседними народами. Впервые под властью восточных «варваров» оказалась почти вся территория Северного Китая. В этом многонациональном государстве скотоводы-кочевники кидани («ядро - метрополия») составляли всего пятую часть населения (750 тыс. чел.). Кроме них в состав империи входили земледельцы-китайцы - более половины населения (2400 тыс. чел.), бохайцы (450 тыс. чел.), некиданьские (так называемые «варварские») скотоводческие и охотничьи народы (200 тыс. чел.). Общая численность населения державы составляла 3,8 млн человек [Wittfogel, Feng 1949, р. 58].
Социальная структура империи Ляо имела сложно-составной характер. Высший уровень социальной пирамиды империи занимали император и его родственники (род Елюй), а также представители рода Сяо, из которого происходили императрицы. Представители этих кланов занимали большую часть наиболее важных военных и гражданских постов в администрации империи и являлись самыми знатными лицами в государстве. Существовал сложный, скрупулёзно разработанный дворцовый церемониал, который тщательно описывают китайские хроники [Е Лунли, 1979]. Императоры вели подвижный образ жизни, переезжая из столицы в столицу, из дворца во дворец. В империи имелось пять столиц.
Следующую ступень иерархии занимали представители знатных киданьских родов и кланов, племенные вожди, предводители разных рангов. Кочевая аристократия (кит. цзи) обладала значительным богатством, так как постоянные войны и взимание дани обеспечивали приток большого количества ценностей из-за границы в метрополию, а самые высшие сановники даже имели свои многочисленные дружины. Этот социальный слой был главной опорой династии и имел определённые привилегии. Его представители занимали большую часть военных и гражданских постов в Северной администрации империи, а также наибольшее число ключевых должностей в Южной администрации.
Кидани были разделены на племена, которые являлись основными административно-политическими единицами северной части страны. Каждое племя имело свою определённую территорию кочевания. У каждого племени была своя организация управления, возглавлявшаяся традиционным вождём (илицзинем). Во время войны каждое племя выставляло воинское подразделение. Положение простых номадов (кит. шужэнь), по всей видимости, оставалось примерно таким же, как и до создания империи. Кочевники составляли основу киданьского войска, а необходимость держать в подчинении более 4/5 населения империи вынуждала кидань-скую элиту ограничивать притеснение своих соплеменников.
На протяжении многих лет кидань-ская держава была основана, главным образом, на внешней эксплуатации соседних государств. Данничество и вымогаемые от китайских государств «подарки» приносили Ляо огромную прибыть. Так, например, после подписания мирного договора в 1005 г. Сунская династия согласилась выплачивать ежегодно Ляо 100 тыс. монет серебра и 200 тыс. кусков шёлка. После новой военной кампании 1042 г. выплаты были увеличены до 200 тыс. монет и до 300 тыс. кусков шёлка (Franke 1990, р. 409, и многие другие). Длительное время эти доходы составляли основу бюджета престижной экономики империи.
По мере включения в состав империи значительных земледельческих территорий появилась потребность создания более сложного управленческого механизма. Традиционные догосударственные институты управления конфедерации «восьми племён» киданей не были приспособлены для управления сложной экономикой земледельческой цивилизации с многочисленными городами. Это привело к созданию уже в 947 г. дуальной системы администрации, разделённой на Северную и Южную части. Северная администрация считалась по рангу выше Южной, хотя как по численности аппарата, так и по квалификации бюрократии уступала последней.
Северная администрация возглавлялась «северным канцлером», который, как правило, назначался из представителей кланов Елюй и Сяо. В его компетенцию входил контроль за киданями - титульным этносом многонационального государства. Южная администрация структурно копировала бюрократическую систему империи Тан и состояла из чиновников-китайцев. Однако все высшие должности были в руках завоевателей - киданей. Среди важнейших составных частей Южной администрации упоминаются институты «трёх наставников», «трёх князей-советников», различные советники с подчинёнными им департаментами, цензорат, Академия наук, департамент государственной историографии, а также шесть важнейших министерств: 1) чинов; 2) наказаний; 3) налогов; 4) религиозных церемоний; 5) общественных работ; 6) военных дел. Территория южной части страны была разделена на округа (дао), префектуры (фу), области (чжоу), уезды (сянь). На каждом уровне иерархии существовал свой управленческий аппарат. Кроме центральных, региональных и местных органов власти имелись административные органы пяти столиц империи [Wittfogel, Feng 1949, р. 434-450].
В отличие от большинства средневековых обществ, китайская цивилизация отличалась высокой вертикальной мобильностью. Это было связано с существованием в Китае системы экзаменов на должность. Данная система была перенята киданями и с 988 г. введена в Ляо. Согласно установленным правилам раз в три года проводились экзамены в волостях, областях и при управлении государственной канцелярии.
Восточная Литература - библиотека текстов Средневековья |
Основное место в политике киданьских императоров, впрочем, как и всех ....
Отправившись в [ки]даньскую ставку с королевской грамотой, [Со] Хи через ... http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Korea/XI/Voenn_zerc_Korei/text1.phtml |
Предположительно, это изображение лучника и лошади создал Елюй Бэй, один из ки-даньских правителей.
Положение китайских крестьян-общинников было, по всей видимости, несколько более стеснённым из-за этнического угнетения. Источники перечисляют многочисленные формы податей и повинностей, которыми облагалось оседло-земледельческое население империи: налог государству за пользование землёй, промысловая подать, налог с жилья, налог с сельскохозяйственных орудий и др. Кроме того, китайцы привлекались к ирригационным работам, к строительству городов, дворцов, административных учреждений, храмов, дорог, валов и других фортификационных сооружений [Wittfogel, Feng 1949, р. 194, 312-313].
Внизу социальной лестницы находились различные категории зависимого населения и рабы. Зависимые категории могли зависеть как от отдельных лиц (буцюй), так и от государства. В последнем случае они были приписаны к императорским дворцам, ставкам (ордо) киданей. В рабы попадали военнопленные, должники, лица совершившие тяжкие (чаще всего антигосударственные) преступления.
Гуань Инь. Статуя эпохи Ляо.
Наиболее часто в научной литературе киданьское общество характеризовалось как феодальное. Но это мало что объясняет. Социально-экономическая и политическая организация династии Ляо была намного более сложной, чем примитивная формула «феодал - крепостной». Целесообразнее анализировать особенности эволюции киданьского общества, исходя из разработки понятия «кочевая империя». Можно выделить ряд признаков, характерных для империй номадов: многоступенчатая социальная организация, пронизанная племенными и надплеменными генеалогическими связями; дуально-крыльевая или триадная административная система; десятичная система; ямская служба; особая система наследования (алтан уруг, со-правительство, курултай); особый «экзо-политарный» или «ксенократический» способ изъятия прибавочного продукта и др. [Крадин 1992; 1996; 2001; и др.].
Выделяются три модели кочевых империй:
(1) типичные империи - кочевники и земледельцы сосуществуют на расстоянии, получение прибавочного продукта номадами осуществляется посредством дистанционной эксплуатации: набеги, вымогание «подарков» (в сущности, рэкет, неэквивалентная торговля) и т. д.;
(2) даннические империи - земледельцы зависят от кочевников, форма эксплуатации - данничество;
(3) завоевательные империи - номады завоёвывают земледельческое общество и переселяются на его территорию, на смену грабежам и данничеству приходит регулярное налогообложение земледельцев и горожан [Крадин 1992, с. 166-178; 2001].
Типичные кочевые империи, такие как Хуннская держава, являлись суперсложными вождествами. Это уже реальный прообраз раннего государства [Крадин 1996]. Гораздо сложнее с теми империями номадов, которые подчиняли земледельческие общества и эксплуатировали их за счёт взимания дани или обложения налогами. Включение в их состав земледельческого населения стимулировало важные изменения в среде кочевников. Развивалась внутренняя стратификация, необходимость управления более сложными обществами земледельцев и горожан стимулировала развитие административных институтов. Так постепенно на место суперсложному вождеству приходила государственная организация.
Именно так происходило развитие ки-даньского общества. Первоначально империя Ляо развивалась как «данническая империя». Для лучшего управления подчинёнными территориями в империи сформировалось дуальная система управления (номадной «метрополией» на севере и завоёванными китайцами на юге). По мере завоевания новых земель начинают проявляться черты «завоевательной» модели. Для последних империй характерно постепенное формирование и развитие налогообложения не только покорённых земледельцев, но и номадов из числа этноса завоевателей. Всё это можно проследить и у киданей. Притеснения номадов вызвали уклонения от уплаты податей, бегство с облавных охот, требование отмены налогов и несправедливых законодательных актов. Неспокойные кочевники со временем становились обузой для имперского правительства, и оно постепенно начало переселять в маргинальные экологические зоны Манчжурии на территории, традиционного занятые кочевниками, земледельческое население с юга, а также проводить частичное оседание среди самих номадов [Симада Масао 1952, с. 301-314].
Итогом подобных процессов могло быть продолжение седентеризации кида-ней, оттеснение оппозиционных племён на окраины, превращение страны сначала в комплексное земледельческо-скотовод-ческое государство, а позднее в типичную китайскую династию. Однако это только предположение, высказанное в сослагательном наклонении. История распорядилась, как всегда, по-своему. Восставшие чжурчжэни разгромили империю Ляо -своего некогда грозного сюзерена. Впрочем, с гибелью династии черты киданьской политической системы не были преданы забвению. Они проявились уже в административно-государственном устройстве чжурчжэньской империи Цзинь, а позднее - в политических преобразованиях Елюя Чуцая при дворе монгольских ханов.
Список литературы
1. Е Лун-ли. История государства кида-ней (Цидань го чжи). Пер. В.С. Таскина. -
Отзывы, оставленные пользователем Tamiriss_Adamantis |
26 мар 2013 ... Да, вот это Дани. А в этих строках есть что-то особенно Даньское: ...
прекратились коротким *ну и ладно* и открыли место щястячку. http://mobile.ficbook.net/authors/155086/comments?p=15 |
М.: Наука, 1979.
2. Крадин Н.Н. Кочевые общества. -Владивосток: Дальнаука, 1992.
3. Крадин Н.Н. Империя Хунну. - Владивосток: Дальнаука, 1996 (2-е изд. - М.:
Логос, 2002).
4. Крадин Н.Н. Кочевые империи: генезис, расцвет, упадок // Восток, 2001, № 5, с. 21-32.
5. Кычанов Е.И. Собственность на людей в киданьском государстве Ляо (9161124 гг.) // Рабство на Востоке в средние века. - М.: Наука, 1986, с. 185-192.
6. Пиков Г.Г. Рабство в империи кида-ней // Социальные группы традиционных обществ Востока. - Ч. 1. - М., 1985,
с. 31-41.
7. Симада Масао. Рёдай сянай си кэн-кю [Исследование социальной истории Ляо]. - Киото, 1952 (на яп. яз.) [пер. А.Л. Ивлиева].
8. Franke H. The forest peoples of Manchuria: Kitans and Jurchens // Cambridge History of Early Inner Asia. Cambridge: Cambridge University Press, 1999, р. 400423.
9. Wittfogel K.A., Feng Chia-Sheng. History of Chinese Society. Liao (907-1125).
Philadelphia, 1949.